Диагностика неисправностей и ремонт принтеров
7. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров
Принтеры (П) по способу печати делятся на три класса:
— матричные (МП),
— лазерные (ЛП),
— струйные (СП),
Принтеры (МП, ЛП, СП) являются сложными микропроцессорными электронно-механическими устройствами, собранными на современной электронной базе с применением оптоэлектроники, шаговых двигателей (ШД), электромеханического привода. Надежная работа этого большого комплекса элементов и узлов обеспечивает качественную и быстродействующую печать текста и графики (чертежи и схемы большого размера печатаются на графопостроителях).
Знание принципиальной схемы П, владение методиками проведения диагностики и ремонта П, перечень типовых неисправностей одного класса П — все это необходимо как для сервис-инженеров по ремонту П, так и для пользователей ПК, которым регулярно приходится выводить информацию на П.
Рассмотрение электрических схем нескольких десятков моделей МП, ЛП и СП показало:
• структурные схемы П стандартны, являются одним из примеров применения программно-аппаратных комплексов для вывода информации на бумагу, которые реализованы на различной элементной базе;
• подходы к диагностике и ремонту П стандартны и в основном не определяются элементной базой, на которой они построены;
• как показывает многолетний опыт ремонта П, методика поиска неисправностей с помощью так называемого дерева вооружает ремонтника аналитическим подходом к ремонту, а именно: от общего к частному. Перечень типовых неисправностей П помогает сосредоточить внимание ремонтника именно на наиболее ненадежных блоках, узлах, платах и компонентах и, наконец, таблица неисправностей модели П конкретизирует типовые неисправности для элементной базы данной модели П;
• для грамотного пользователя электрическая схема П и дерево поиска неисправностей вполне достаточны для эффективного проведения диагностики и ремонта.
Особенности диагностики и ремонта принтеров
Учитывая, что П работает в напряженном режиме, особенно при выводе большого объема информации, проблемы диагностики неполадок и неисправностей возникают довольно часто.
Перечислим основные особенности диагностики и ремонта П:
• Статистика показывает, что пик отказов П приходится на 3—5 годы эксплуатации, когда гарантийный срок уже закончился.
• Помните, что некоторые неисправности требуют простой регулировки или профилактического обслужива-ния П и устраняются довольно быстро. Вопросам профилактического обслуживания П в книге уделено достаточно внимания.
По статистике, в П одновременно возникает только одна неисправность, а не несколько. Это облегчает ее диагностику.
Идентификации неисправности предшествуют мероприятия по ее диагностике. Главная трудность — это поиск причины неисправности (короткое замыкание, разрыв проводника, выход из строя радиокомпонента и т. п.), а сам фактический ремонт является самой простой заключительной частью работы инженера-ремонтника.
Некоторые неисправности П конкретизируются при наличии аудиовидеоинформации либо при их отсутствии, что облегчает поиски неисправного блока, узла, платы. К сожалению, некоторые фирмы-производители П уделяют этому вопросу недостаточно внимания, а трудоемкость диагностики при этом значительно возрастает.
Для замены блоков и плат достаточно знаний блок-схемы П. Однако, так как современные П построены на 1-2 электронных платах, то при диагностике упор делается на выявление дискретной неисправной компоненты и ее последующую замену. Это, естественно, усложняет ремонт (особенно без схемы), тем более, что вышедшая из строя ИС, БИС, СБИС чаще всего является специализированной и в продаже бывает редко. Учитывая, что П является микропроцессорным устройством, для его диагностики и ремонта пригодны все методы и аппаратура, которые используются для настройки и ремонта микропроцессорных систем. Этому вопросу посвящено множество пособий и литературы. Неисправности П подразделяются на три основных вида: аппаратные, программные и программно-аппаратные. Статистика неисправностей П свидетельствует о том, что в основном встречаются аппаратные неисправности. Любые модели П можно отремонтировать, применяя одни и те же методики и приборы. Лечение оказывается одинаковым, изменяются только
«болезни» П. Ремонт — процесс творческий, требующий обширных знаний и опыта, процесс усложняется тем, что электрические схемы П (в особенности последних моделей) всегда отсутствуют у ремонтника. Не сомневайтесь — опыт плюс время победят любую неисправность!
• Методика поиска аппаратной неисправности состоит в последовательной проверке:
• работы шаговых двигателей, механического привода, блокировок и сигнализации;
• напряжений питания П;
• всех кварцевых генераторов, тактовых генераторов, линий задержек;
• работы микропроцессора и микроконтроллера (наличие штатных сигналов на выводах), функционирования шин адресов, данных и управления;
• сигналов на контактах ПЗУ, ОЗУ и СБИС и всего П в целом;
• сигналов на контактах разъемов.
Если ремонтник хорошо знает аппаратную часть микропроцессорных систем, имеет достаточный опыт диагностики и ремонта П, то его труд непременно увенчается успехом.